Twitter Вконтакте
Твиты пользователя @minobrnauki15

Резолюция августовской конференции работников образования Республики Северная Осетия-Алания «Качество образования в Республике Северная Осетия-Алания: состояние, проблемы, условия роста» 29 августа 2016 года

  • 29 августа, 11:01

Министерство образования и науки
Республики Северная Осетия-Алания

Резолюция
августовской конференции работников образования
Республики Северная Осетия-Алания
«Качество образования в Республике Северная Осетия-Алания:
состояние, проблемы, условия роста»
29 августа 2016 года

Система образования республики, как и всей страны, находится в состоянии модернизационного развития. Основным критерием целесообразности и эффективности изменений, происходящих в ней, бесспорно является качество образования. Состояние, проблемы и перспективы его развития находятся в постоянном поле зрения государства, органов управления образованием, педагогических сообществ, самих педагогов.
29 августа 2016 года состоялась августовская конференция работников образования республики «Качество образования в РСО-Алания: состояние, проблемы, условия роста».
В ее работе приняли участие более 600 человек. В их числе представители Правительства и Парламента РСО-Алания, Совета Федераций Федерального Собрания РФ, Министерства образования и науки РФ, Министерства образования и науки РСО-Алания, Северо-Осетинской республиканской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ, Издательства «Просвещение», педагогические и руководящие работники образовательных учреждений высшего, общего, дошкольного образования, родительской общественности, руководители муниципальных органов власти, представители СМИ.
В работе конференции принял участие Глава республики Битаров Вячеслав Зелимханович.
На обсуждение конференции были вынесены следующие проблемы:
1) комплекс мер по системному обновлению содержания образования на всех этапах, главным образом, через внедрение передовых методик образования;
2) результаты, проблемы и перспективы введения федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
3) реализация национально-регионального компонента в образовательном процессе общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций республики;
4) инновационные преобразования и перспективы развития системы дополнительного образования и воспитания детей;
5) развитие в республике Worldkills как фактор повышения качества профессионального образования;
6) объективность оценки образовательных результатов как механизм повышения качества образования;
7) совершенствование программ подготовки педагогических кадров и дополнительного профессионального образования;
8) ожидаемые эффекты и риски введения профессионального стандарта педагога.
Данные проблемы предварительно обсуждались в работе семи секций конференции, проведенных с 22 по 25 августа. Были отмечены значительные достижения системы образования республики, подтверждающие её общий потенциал и готовность к системному обновлению содержания и форм деятельности. Однако констатировалось и то, что образование республики испытывает ряд серьезных проблем, обусловленных как внешними факторами, так и внутренними особенностями регионального образования и требующих своевременного решения. В их числе — проблемы качества самих педагогических кадров, а именно:
— все ещё недостаточная престижность педагогического образования, социального статуса педагога, что приводит к дефициту педагогических кадров, к их старению и к проблематичности обновления учительского корпуса;
— недостаточность индикаторов оценки квалификации педагогов, их профессиональной компетентности, в том числе необходимость совершенствования процедур независимой аттестации, позволяющей объективно оценить результаты труда педагогов и обеспечивающей их профессиональный и карьерный рост;
— отсутствие теоретически обоснованных и практически апробированных подходов, разработанных методических рекомендаций, позволяющих педагогам работать с разными категориями учащихся, в том числе в условиях доступной среды;
— недостаточность действующих в образовательных организациях служб сопровождения детей, помогающих педагогам организовать работу с усложняющимся контингентом учащихся;
— недостаточная материально-техническая база и недостаточное программное и научно-методическое обеспечение информационной подготовки педагогических кадров.

В ходе обсуждения участники конференции отметили важность обсуждаемых проблем и выработали следующие рекомендации.
1. Считать повышение качества образования на всех его уровнях приоритетной задачей инновационного развития системы образования Республики Северная Осетия-Алания.
2. Предложить Правительству РСО-Алания рассмотреть вопросы:
— государственной поддержки и гарантированного обеспечения социального статуса и престижа профессии учителя;
— целесообразности перехода с новой системы оплаты труда педагогов на отраслевую систему оплаты труда;
— активизации участия СМИ, радио и телевидения, интернет и иных ресурсов в создании положительного имиджа профессии учителя.
3. Внести на рассмотрение Минобрнауки РСО-Алания планирование следующих мер:
— по обеспечению качества внедрения ФГОС всех уровней образования, а также по подготовке к внедрению профессионального стандарта педагога в специфике образовательной системы республики и задач ее стратегического развития;
— по сохранению и дальнейшему развитию в республике сети организаций дополнительного образования детей с обеспечением государственных гарантий доступности и равных возможностей получения обучающимися дополнительного образования, достижения эффективности и качества дополнительного образования детей;
— по совершенствованию нормативно-правовой базы реализации национально-регионального компонента в дошкольных образовательных организациях и в образовательных организациях, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего образования;
— по обеспечению для каждой образовательной организации групп сопровождения образования в составе психологической, дефектологической и социальной служб для оказания помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, для развития социальной адаптации учащихся, в том числе с ограниченными возможностями по здоровью, а также для сопровождения талантливых детей;
— по поддержке и сопровождению молодых педагогов через разработку и внедрение должностного поля карьерного роста в образовательном учреждении, через системы наставничества, материального и морального стимулирования, в том числе ранжированно по уровню образования;
— по активному включению в Федеральные инновационные программы, в том числе в программу «Российская электронная школа»;
— по обеспечению системной и аналитической мониторинговой деятельности сопровождения основных направлений развития качества образования республики.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления республики:
— создать действующую систему оценки качества образования в подведомственных общеобразовательных организациях;
— принимать активное участие в обеспечении современных условий работы образовательных организаций через развитие школьной инфраструктуры, в том числе создание новых мест, согласно потребностей.

5. Поручить вузам республики, а также Республиканскому центру оценки качества образования, осуществляющим подготовку, повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров:
— обеспечить качество подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров на основе профессионального стандарта педагога и федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и дополнительного профессионального образования в их соотношении с федеральными образовательными стандартами по уровням общего образования;
— в том числе Северо-Осетинскому государственному педагогическому институту: разработать концепцию современной модели подготовки педагогических кадров и комплекс необходимых мер для ее реализации, а также дорожную карту их внедрения, начиная с предстоящего учебного года.
6. Поручить руководителям образовательных организаций:
— разработать систему управления качеством образования на основе содержательного анализа собственных результатов мониторинга, а также привлечения обучающихся и их родителей (законных представителей).
— в том числе руководителям профессиональных образовательных организаций РСО-Алания: активизировать работу по внедрению независимой оценки качества, системы общественно-профессиональной экспертизы образовательных программ; по привлечению к оценке качества образования работодателей и предпринимателей РСО-Алания, общественных и общественно-профессиональных организаций, отдельных экспертов.
Участники конференции одобряют действия Министерства образования и науки РСО-Алания в направлениях повышения качества образования и призывают к их дальнейшей активизации адекватно целей и задач развития образования, а также потребностей социально-экономического развития республики.
Они также обращаются к педагогическому сообществу республики, к представителям общественности, заинтересованным в результатах образования, с призывом консолидировать свои усилия для совместного обеспечения поступательного развития качества образования республики.